|
В Рыбинске почти 10 лет новые вывески меняют на стилизованные под старину.
|
|
|
Привычных современных вывесок в центре уже почти не найти, поэтому сюда едут за максимально киношными историческими кварталами. Вот мы сняли фильм про город:
|
|
|
|
|
Таких вывесок в городе уже больше 300. Например, вот «обычный» магазин косметики по-рыбински: |
|
|
Вот компания, которая помогает банкротам: |
|
|
На самом деле название «Помоги мне» — это калька с английского. Бренд просто мимикрирует под рыбинский стиль.
|
|
А вот туристско-информационный центр: |
 |
|
Если дёрнуть за верёвочку справа, медведь и стерлядь послушно зазвонят в колокольчик
|
|
Чем оригинальнее оформление вывески, тем больше к ней внимания.
|
|
Как Рыбинск решился?
|
|
Раньше Рыбинск был «обычным городом на Волге», куда в основном заглядывали только во время речных круизов. |
|
|
Конечно, ради Волги сюда едут до сих пор, но главную фишку город нашёл в стилизованных вывесках. А началось всё вот с этого человека: |
|
|
Это Митя Кузнецов — фолк-музыкант родом из Рыбинска. В 2015-м он оформлял афишу для постановки «Евгений Онегин». Нужна была качественная стилизация, поэтому пришлось покопаться в архивах XIX века. В процессе Митя пересмотрел кучу исторических фотографий, а заодно и влюбился в старый Рыбинск с его мостовыми, фигурными фонарями, ерами (ъ) и ятями (ѣ). Так родилась почти невоплотимая на тот момент идея — вернуть Рыбинску аутентичные вывески с дореволюционной орфографией и снова заполнить улицы города русским языком.
|
|
|
С этим Митя пошёл в городскую администрацию. Задумку там приняли на ура и очень скоро начали воплощать. Дизайн первой партии вывесок для Красной площади сделал сам Митя, а изготовление доверили рекламным агентствам.
|
|
Беда в том, что у них в арсенале были только современные материалы — в проект закрался пластик. А по мнению Мити, XIX век пластиковым быть ну никак не может. Если уж и браться за стилизацию, то гулять так гулять: вместо пластика — дерево, вместо принтеров и валиков — кисти, вместо рекламщиков — профессиональные художники. Нужны «живые» материалы, старинные технологии и ручной труд — иначе эффект машины времени просто-напросто не сработает. В общем, тогда для Мити Кузнецова проект реализовался только наполовину. А идея — идея никуда не делась.
|
|
Тогда он решил взяться за работу хоть над какой-нибудь вывеской полностью сам — по-партизански, без помощи рекламных агентств. «Жертвой» стала букмекерская контора, которая тогда как раз собиралась открыться на Красной площади. Большую часть расходов Митя взял на себя с условием в виде полной свободы творчества. Полтора месяца работы с другом в холодном гараже — и всё было готово. Мало того что зима выдалась морозная — так в процессе Митя ещё и ногу сломал. Вывеской. Ну ничего — повесили.
|
|
|
Этот момент стал поворотным: скоро в администрации наконец нашёлся человек, который признал, что «живые» материалы работают лучше пластмассы.
|
|
И ведь сработало — в 2023-м сюда приехало больше полумиллиона путешественников. Это, если что, почти как три таких же Рыбинска.
|
|
Как вывески узаконили?
|
|
Когда стало понятно, что у Рыбинска с вывесками всё серьёзно, автора проекта попросили разработать дизайн-код. Это такой специальный свод правил по облику городских вывесок и орфографии в них. Сейчас он закреплён аж на уровне местного законодательства.
|
|
Если очень упрощённо, то по нему Рыбинск делится на три зоны: историческую, новую и переходную между ними. Логика такая: чем ближе к историческому центру, тем строже правила по вывескам. В центре города вывески причёсанные, единообразные и их много. Отходите подальше — концентрация уже пониже. Ещё подальше — и аутентичные вывески придётся поискать.
|
|
После создания дизайн-кода стали реконструировать Стоялую улицу — это тоже в центре. Вот одна из первых вывесок там:
|
|
|
А вот ещё один экземпляр оттуда же: |
|
|
Сюда ходят за рыбинской (и не только) рыбой
|
|
Митя Кузнецов вспоминает: он как прораб, бегал от дома к дому, замешивал краску и призывал подрядчиков менять валики на кисти.
|
|
Как договариваются с магазинами?
|
|
На первых порах идея с вывесками понравилась далеко не всем. Кто-то говорил «лубок», а кто-то предлагал пустить по улицам телеги с лошадьми вместо машин — чтоб уж до кучи. Но ещё сложнее было договариваться с предпринимателями — некоторые из них соглашались ну прямо со скрипом («а как же узнаваемость бренда?»). Например, с «Магнитом» переговоры шли полтора года.
|
|
Или вот — с магазином «Виномания» была целая история. В какой-то момент власти обратились к нему с просьбой сменить вывеску — мол, у города новый дизайн-код, а магазин этот как раз в центре. Получили твёрдый отказ. Потом ещё и ещё. Когда дело почти дошло до суда, Митя Кузнецов решил съездить к владелице магазина и поговорить с ней лично. Для этого он заранее разработал два варианта будущей вывески: один — с минимальными изменениями, второй — более радикальный. Час переговоров — согласие владелицы — вывеска. Теперь вот красуется в центре:
|
|
|
Но это раньше бренды приходилось «уламывать» на стилизованные вывески. Теперь предприниматели сами проявляют инициативу. |
|
|
Вот, например, владелица одного сувенирного магазина в центре попросила сделать для неё вывеску «чтоб мимо никто не проходил». Получилась такая — с хитросплетённым шрифтом в билибинском стиле:
|
|
|
Для путешественников вывески — развлечение. Для брендов — оригинальная реклама, которая непременно должна быть «круче, чем у соседа». Туристы же потом будут в соцсети выкладывать. |
|
|
Как делают вывески в Рыбинске? |
|
Вывесками в городе занимаются и рекламные агентства (многие из них уже научились попадать в дизайн-код), и художники. Вот Нина Матвеева как раз работает над новой вывеской: |
|
|
К дореволюционной орфографии она уже привыкла. Даже не на работе, когда пишет что-то от руки, так и норовит поставить где-нибудь ер, ять или и десятеричное.
|
|
На одну вывеску у Нины обычно уходит от двух недель до месяца — зависит от сложности работы. Сначала готовят деревянный подрамник, потом обивают его железом и грунтуют. Дальше уже Нина наносит фон, буквы и рисунки. Тут у художницы два главных оружия: кропотливо собранная база исторических шрифтов и хорошая насмотренность. Важно суметь сделать не кальку, а качественную современную стилизацию — хорошую вывеску «пишут», как картину.
|
|
|
А в процессе художнику нужно подумать как минимум вот про что: |
|
1. Орфография
|
|
Вообще, стихийно понаставить загогулин-твёрдых знаков на концах слов — дело нехитрое. По России таких вывесок много, но можно же и не повторять ошибок. Перед созданием эскиза каждое слово лучше десять раз перепроверить: свериться с дизайн-кодом, словарями и старыми учебниками по русскому. |
|
2. Цвет и материал
|
|
Мало продумать цвета вывески — надо ещё и почву для неё подготовить. Речь сейчас про фасад, который вообще-то — половина успеха. В идеале его нужно покрасить примерно как в XIX веке — тогда вывеска на нём заиграет и по-настоящему приживётся. |
|
Колористику для фасадов центра Рыбинска разработали ещё в 2018-м. Тогда замешивали оксиды железа с базовой краской и искали ту самую формулу. Идея была в том, чтобы заменить искусственные краски на натуральные пигменты — так правдоподобнее. В итоге центр города получился такой вот красочный. |
|
|
3. Пропорции
|
|
Чтобы работать над вывеской примерно размером с себя, художнику нужно разбираться в пропорциях и мерах. Одна из самых масштабных работ Нины (а заодно и самых фотографируемых вывесок Рыбинска) — вот эта: |
|
|
Смысл в том, чтобы эти «Шторы» читались и с противоположной стороны улицы, и из-под вывески. А ещё вывеска должно гармонировать с обликом здания.
|
|
Хорошая вывеска в Рыбинске сейчас стоит от 100 тысяч рублей. Если вам как предпринимателю всё это неинтересно, то в принципе можете и без вывески работать. Но бойкотирующих, мягко говоря, немного. |
|
|
Что за «язык» на вывесках? |
|
Дореволюционная орфография была в ходу со времён Петра I и до реформы правописания 1917–1918-го. Тогда изменений ввели сразу несколько, но самое главное — из алфавита «упразднили» буквы ять (ѣ), и десятеричное (i), ижицу (ѵ) и фиту (ѳ). С ером (ъ) вышло сложнее: он исчез с конца слов, а вот как разделительный знак остался. |
|
Ещё с реформой поменялись правила написания окончаний. Ну например, в Рыбинске сейчас можно встретить пекарню «Добрыя булки». Это потому, что прилагательные женского рода во множественном числе раньше оканчивались либо на «ыя», либо на «iя». |
|
|
Но главной головной болью для дореформенных гимназистов был, конечно же, ять. Для разработчиков дизайн-кода Рыбинска и художников вывесок это до сих пор так. С ятем вообще целый свод правил и исключений, когда он пишется, а когда нет. Так что дореволюционные учебники по русскому в Рыбинске популярны до сих пор. |
|
Чтобы увидеть рыбинские вывески, достаточно просто пройтись по центру — точно не пропустите.
|
|
Вот ещё раз фильм про город: |
|
|
|
|
Текст Елизаветы Коротковой
Фото Елизаветы Коротковой и Мити Кузнецова
|
|
А ещё
— Вот наш телеграм-канал, где мы пишем про внутреннюю
кухню, случаи про гарантию заселения, показываем идеи для поездок и даём слово местным жителям,
рассказывающим о своих городах и интересностях в них.
— Приложение со всеми билетами и отелями на iPhone, на Android. Всю поездку можно спланировать и
посчитать за один запрос.
— Расписание электричек App Store,
Google Play, AppGallery, RuStore
|